Анатолий Смиранин: «Я человек домашний»

   Молодой актёр театра и кино Анатолий Смиранин – восходящая звезда отечественных телесериалов – актёр в третьем поколении. Про таких, как он, обычно говорят «мальчик из хорошей семьи». Дедушка актёра – Анатолий Дмитриевич Смиранин – сыграл одну из ролей в знаменитом фильме «Человек – амфибия». Отец, Анатолий Смиранин – второй, в настоящее время преподаёт мастерство актёра. Рабочий стаж Анатолия Смиранина – третьего – четыре года работы в театре «Сфера» (за которые он сыграл семь главных ролей) совпадает с четырёхлетним семейным стажем, главным достижением которого является рождение дочки Насти.

 

- После роли обаятельного негодяя Кирилла в сериале «Две судьбы» вас стали узнавать на улице. Как вы относитесь к обрушившейся популярности?

- Сериальная популярность – 2-3-х месячная, проходит время, и актёра, который был недавно так популярен, уже не узнают. Поэтому я не считаю это важным. Хотя вот, например, меня стали узнавать гаишники. Для меня это было неожиданно и приятно. Я думал, что такие сериалы смотрят только домохозяйки и школьницы. И вдруг узнал, что смотрели даже милиционеры. Я думал, что муж приходит домой уставший, а жена смотрит сериал, и ему ничего не остаётся, как уткнуться в тарелку борща и вникать во всё это.

От самого сериала у меня осталось двоякое ощущение. Казалось бы, обычная мелодрама: один любит, другой строит козни, по идее всё-таки банально. А людям, может быть, этого сейчас не хватает – обычных человеческих историй про любовь, честь и дружбу.

 

- А  издержки популярности, назойливые поклонницы, например, вам не мешают?

- У меня поклонницы достаточно сдержанные, и все ограничиваются автографами и фотографиями на память. Письма пишут, а в конце: «Большой привет жене и дочке!». То есть уже знают, что я человек серьёзный и семейный. Вот подарили томик Шекспира после премьеры спектакля «Троил и Крессида». Однажды на спектакль пришла женщина, говорит: «Я из Сибири приехала на вас посмотреть, мы с дочкой в вас просто влюблены».

 

- Расскажите о семье…

- Все мои ближайшие родственники, так или иначе, связаны с искусством. Мои бабушка и дедушка со стороны папы были актёрами Тбилисского государственного театра им.Грибоедова. Их, к сожалению, уже нет в живых. Осталась только бабушка со стороны мамы – учительница русского языка. А дедушка со стороны мамы был директором театра им.Моссовета. Мама и папа окончили в Тбилиси театральный институт им.Руставели. Сейчас мама работает в театральном училище имени Щепкина при Малом театре на кафедре искусствоведения. Жена – Алла танцует в одном из спектаклей нашего театра, но главным образом занимается ребёнком и всем домашним хозяйством. Есть трёхлетняя дочка Настя.

 

- Вас назвали в честь дедушки?

- Вообще я уже Анатолий – третий. А дедушка – Анатолий Дмитриевич – народный артист Грузии, в фильме «Человек-амфибия» он играл отца главной героини. Дедушку я видел только в кино, он умер, когда моему отцу было 16. Большинство картин, где он снимался, были немыми, и они не сохранились. Что-то было вывезено во Францию, но практически ничего не осталось. Хотя сейчас вдруг что-то неожиданно появляется. Недавно я заказал через Интернет чёрно-белый немой фильм «Робинзон Крузо», где дедушка играл роль отца Робинзона Крузо, и мы с папой его впервые посмотрели. Есть какие-то ещё фильмы, но где они, неизвестно.

 

- Фильм «Человек-амфибия» ваш любимый?

- Конечно. Ты смотришь сквозь призму того времени, как это всё это потрясающе снималось и как здорово актёры там играли. Совсем иная актёрская система. Сама специфика съёмок другая. Чуть ли не первые цветные подводные съёмки. Это был первый отечественный блокбастер.

 

- Вы с детства мечтали стать актёром?

- Нет, с детства я об этой профессии не мечтал. Я увлекался компьютерами, думал, что буду программистом. Тогда в 1990-е годы, в нашей стране появились компьютеры, Интернет, и был просто взрыв интереса к этому. Но вместе с тем всё равно хотел заниматься какой-нибудь творческой профессией, хотел быть музыкантом или художником. Но актёром – только в крайнем случае, я отнекивался от этой профессии всем силами.

Я поступил в Институт геодезии и картографии, но проучился там всего один год. Мне было скучно, хотелось заниматься творческой профессией, и я в театральный вуз.

 

- То есть гены победили, и вы решили продолжить династию?

- Ну, можно сказать и так. Дай бог, чтобы я продолжил это дело достойно.

 

 

- Как быстро вы стали востребованным в своей профессии?

- В театр меня пригласили после дипломного спектакля «Маугли». Меня приглашали и в «Ленком», но я подумал: «Что я там буду делать?» А Екатерина Ильинична Еланская, главный режиссер театра «Сфера», мне сразу предложила главную роль в «Весенней сказке» Островского. Я принял это предложение, потом пошли ещё роли. Сейчас в моём репертуаре семь спектаклей. В театре «Сфера» я работаю четыре года. Пока на меня ставят. Это приятно, хорошо. Дай бог, чтобы я оправдывал это доверие.

Как-то получилось, что меня пригласили на кастинг сериала «Я не вернусь» за три дня до начала съёмок. Искали отрицательного героя с хитрыми глазами. А я тогда носил длинные волосы, и вид был, чуть ли не демонический. Поэтому, наверное, и подошёл. Сразу после серила «Я не вернусь» приступил к работе в сериале «Две судьбы». Снова сыграл отрицательную роль и поначалу сильно переживал по этому поводу.

 

- Ваш герой Кирилл в сериале «Две судьбы» ради любви способен на любую подлость. А на что вы способны ради любви?

- Ради любви я способен на многое, но только не на подлость. Переступить через себя можно, переступить через другого нет. В этом мы отличаемся с Кириллом. Переступить через человека я бы не смог. И это связано не только с любовью. Это связано с профессией, и с чем угодно.

 

- Известно, что будет сниматься продолжение этого сериала, но нетерпеливых зрителей волнует судьба героев и главным образом вашего Кирилла. В книге он погиб, а создатели фильма не без умысла оставили его в живых. Не откроете ли тайну, что же будет дальше?

- Всем предлагаю читать книгу, но никто не соглашается: «У вас в сериале по-другому». Продолжение должно было сниматься в этом году, ещё в марте и прелее, но что-то там приостановилось. Там какие-то разногласия с режиссёрам, сценаристом и Первым каналом. Да, меня оставили в живых, хотя по книге я должен умереть. Скажу только, что там будет уже другая история. Там сюжет крутится вокруг Петиных сестёр-близняшек, там будет похищение, а Кирилл даже помогает Пете и Даше. Если зрителем интересен этот сериал, они переживают за судьбу героев, то почему бы не снять продолжение.

 

- Вам интереснее играть положительные роли или отрицательные?

- Мне бы хотелось сыграть отрицательную роль на сцене, а в кино положительную. В театре я пока в основном положительный. А на экране после сериала «Две судьбы» меня постоянно приглашают играть каких-то негодяйчиков – мальчиков из «золотой молодёжи», у которой куча денег, богатый папа, который всё решает с помощью денег. Но вот сейчас, бог даст, будут съёмки у Гарика Сукачёва, у меня там небольшая роль, герой неположительный, но он со своей правдой, и мне хотелось бы, чтобы ему сочувствовали и сопереживали. Всё-таки хотелось бы сыграть и положительного героя, но не комсомольца какого-нибудь, а простого живого человека со своими принципами.

 

- Насколько в вашей жизни велика роль случайностей?

- Я репетировал главную роль в спектакле «Троил и Крессида», а премьеру сыграл другой актёр.

 

Троил и Крессида-Что же случилось?

- Буквально за неделю до выпуска, когда уже начали ставить декорации и мерить костюмы, привезли игровые театральные сандалии. Такие, знаете, в древнегреческом стиле с открытыми пальцами. Я когда их увидел, сразу сказал, что ситуация складывается травмоопасная – голые пальцы, а у нас же специфическая сценическая площадка – арена, окружённая амфитеатром кресел, лесенки, скользкие ступеньки. А в спектакле, как всегда у нас, танцы, движение, сценические бои. Когда голый мизинец даже просто ударишь о ножку стула – это же ужасно больно. Мне говорят: «Да-да, надо что-то сделать». Но не успели. В этот же день я поднялся в свою гримёрку и ударился о железную ножку стола. Дикая боль, я прокричал, поругался, потом посмотрел, а палец торчит в другую сторону. Оказалось, что это перелом, мне было сложно ходить, мне положили гипс. Играть-то было можно. Но ведь там ещё и танцы, и бои. Так что решили, что выпускается в главной роли Саша Пацевич, а потом буду играть и я.

У меня в первый раз в жизни такая ситуация произошла. Потому, что я никогда в своей жизни не ломался, внезапно не заболевал. А если и заболевал, то очень быстро восстанавливаюсь. Ну, вот бывают такие случайности в любом театре, в кино. И особенно в нашем театре, с такой сложной площадкой, с такими подвижными актёрами.

Вот недавно Дима Ячевский поломал ногу на премьерном спектакле «Кандида», и решается вопрос, будет ли играть на гастролях спектакль «Лолита». Вроде Дима говорит, что он выдержит и снимет гипс. Мы выпускали спектакль «Приглашение в замок», Серёжа Рудзевич поломал ногу, а на «Весенней сказке» Ира Померанцева сломала две руки сразу. Она неожиданно упала на руки и получила перелом. Её загипсовали, и в тот же день она сыграла спектакль, пела песни, танцевала.

 

- В спектакле «Приглашение в замок» вы играете двух братьев-близнецов. Сложно даётся такое актёрское «раздвоение личности»?

- Безусловно, сложно. Но сейчас это уже доходит до автоматизма. Вначале, когда мы репетировали, я даже не понимал, как это можно сделать, потому что внутренний мир ты же за секунду не поменяешь. А потом я начал замечать, что мои герои различаются по жестам, по интонациям, и настолько это стало автоматически, что я переключаюсь моментально. У меня жесты другие и тембр голоса разный для разных героев. За секунду происходит переключение с одного характера на другой.

Причём я даже ловлю себя на мысли, что я верю, что я в эту минуту Фредерик, а не Орас. Я ловлю себя на мысли, что я говорю от лица Фредерика об Орасе, как будто это играет другой артист. Это, конечно, не болезнь. Вот такое резкое переключение у меня теперь идёт. Но это произошло после множества репетиций и определённого количества  сыгранных спектаклей. Одеваешь очки и – оп! – сразу ощущаешь себя другим.

А на репетициях я путался. Я убегал Фредериком в очках и должен был выходить Орасом на эмоциональном взрыве и без очков. И вдруг выбегаю и начинаю говорить что-то на эмоциях, и все начинают смеяться – что такое? – «А ты очки забыл снять!» После этого поставили за кулисами помощницу режиссёра, чтобы она следила за мной и снимала очки, но я уже и сам не путаюсь.

 

- Появился профессионализм…

- Автоматизм я бы сказал. В хорошем смысле этого слова.

 

- Что говорят родители о ваших актёрских работах?

- Они смотрят сериалы, смотрят практически все премьеры в театре. Довольны, конечно, но относятся достаточно спокойно и сдержано к этому. Папа посмотрел спектакль «Дон Хуан», где я играю главную роль, и сказал: «Толя, мне не стыдно будет пригласить своих друзей на этот спектакль». Для меня это была высшая похвала.

 

- Как вы познакомились со своей женой?

- Я учился в школе, закончил девятый класс, хотел перейти в другую школу с углубленным изучением английского языка, а потом передумал и попал в школу, где учился мой старший брат. Он учился в одном классе с моей будущей женой. А я учился с сестрой моей будущей жены, которая потом вышла замуж за моего друга.

Алла общалась со своей сестрой и нашим классом. Потом прошло время, получилось так, что мы стали встречаться, потом я уговорил будущую жену переехать жить к моим родителям. Для нас обоих было непринципиально, расписаны мы или нет. Через два года мА поженились. В этом году у нас четырёхлетний юбилей официальной супружеской жизни, хотя знаем друг друга уже девять лет. Вот такой «мексиканский сериал».

 

- Ваша жена не актриса?

- Она занималась с детства танцами, но потом поступила в Менделеевский институт, должна была стать химиком-технологом. Но она тоже человек творческий и, отучившись четыре года, поняла, что занимается не той профессией. Наш режиссёр Екатерина Еланская пригласила её танцевать в спектакле «В лесах и на горах». А до этого она танцевала в театре Моссовета в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда». Потом она родила и сейчас сидит с ребёнком, поэтому она танцует только в одном спектакле. Правда, мне не хочется, чтобы её нагружали в нашем театре. Пусть танцует в одном спектакле и занимается семьёй.

 

- Кто в вашей семье занимается хозяйством, приготовлением еды, уборкой?

- Приготовлением еды, конечно, она. Но у меня тоже бывают какие-то заскоки. Недавно мы были два дня на даче, и соседка угостила ребёнка беляшами. Жена мне и говорит: «Толь, помнишь, ты готовил беляши. Слушай, давай, когда мы приедем домой, ты будешь их готовить, потому что Насте это понравилось». Я вспомнил, что у меня был такой порыв, когда жена болела, я готовил. И я подумал: «Наверное, это когда-нибудь произойдёт!». А так в принципе готовит только она. Она хорошая хозяйка, хотя её специально этому не учили, наверное, это талант – когда дано людям или не дано.

 

- Вы любите проводить своё свободное время с семьёй или в кругу друзей?

- В кругу семьи. Но скажем так, в широком кругу семьи. У меня друзья, приравненные к семье. Крёстные моей дочки, например. Сестра моей жены замужем за моим другом, у них тоже ребёнок. Раньше мы были друзьями, потом стали родственниками. Я могу и в баре с ними посидеть, и в клуб сходить, и потанцевать люблю. Летом поехать на дачу, погулять с ребёнком за городом.

Я не люблю ходить по модным вечеринкам. Всё-таки это моё дело. На презентации меня сейчас стали приглашать, может, это проявляется какая-то популярность, а мне там скучно. Какие-то посторонние люди приходят показывать себя. Конечно, может быть, этим делаешь себе какую-то рекламу, но всё-таки хочется приобретать популярность не таким образом.

Я человек домашний и сейчас стараюсь всё свободное время проводить с дочкой. Мы уже учим алфавит. У нас очень артистичный ребёнок. Уже в годик она строила глазки мальчикам и кокетничала. Думаю, что она продолжит нашу актёрскую династию.

 

Беседовала

Галина Степанова

 

 

 Фармацевтические Ведомости

сентябрь 2006

     
         
Сайт создан в системе uCoz